Большая волна в Канагаве. 神奈川沖浪裏
На гравюре изображена волна, которая высоко вздымается в небо, ей вторят очертания плывущих облаков. Волна, разлетаясь пеной брызг, «выпустила» ужасаюшие когти и готова поглотить маленькие лодочки, отчаянно сопротивляющиеся стихии. На фоне драматических событий сопротивления и борьбы со стихией видна невозмутимо возвышающаяся над гребнем волны гора Фудзи.
Известно, что Хокусай довольно смело использовал западноевропейские художественные приемы и техники. В этой серии гравюр чувствуется его собственная манера изображения приемов западноевропейского искусства.
Думается, что три корабля, которые изображены на гравюре – это суда «осиокури», которые перевозили свежую рыбу из Идзу и Босо.
Тема большой воды, тема Океана, открытая Хокусаем в серии «36 видов Фудзи» и столь мощно прозвучавшая в гравюре «Волна у Канагава», нашла свое продолжение в других сериях, связанных с изображением моря, водопадов, рек.
Кроме того, благодаря исследованиям Фукумото Кадзуо, стало известно, что для французского композитора-импрессиониста Дебюсси эта картина послужила толчком к написанию симфонии «Море».
* По материалам книги "Мировое искусство. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи". –СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006. – 192 с., ил. Составитель текста А. А. Иванова.
@темы:
36 видов Фудзи,
Хокусай,
укиё-э